Методы научного исследования
Все методы
научного исследования подразделяются на группы. Во-первых, все они
делятся на универсальные и частные. Первая группа – это методы, которые
используются, практически, в любой отрасли науки, вторая – методы,
применяемые преимущественно только в этой сфере науки.
Первая группа методов состоит из таких видов как эмпирические,
теоретические, количественные и качественные методы.
Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии или использующие
различные измерения с помощью приборов. Этот метод позволяет определять
объективные законы, в соответствии с которыми происходят наблюдаемые
явления. Например, в физическом воспитании – это измерение пульса,
частоты дыхательных движений, температуры и так далее. Или изучение
различных источников информации, анализ полученных сведений, наблюдение
за атлетами или самим собой при выполнении упражнений, до и после их
выполнения, постановка экспериментов, опрос и так далее.
Теоретические методы исследований от предыдущих методов отличаются своей
абстрактностью и обобщенностью. С помощью этих методов ведется сбор
информации, ее обработка, систематизация, анализ, синтез. С помощью этих
методов на основе изученных и обработанных материалов делаются выводы,
заключения, при необходимости строится моделирование, производится
классификация схожих явлений, выделяется и уточняется специфика отрасли
изучения. К теоретическим методам исследований относятся и дедукция (на
основе обработанного материала от общего переходят к частным
определениям), и индукция (от единичных случаев, полученных в ходе
обработки, переходят к целому явлению, тенденции и т.д.). Теоретические
методы включают в себя также аналогию (поиск сходства между
определенными явлениями, результатами, наблюдениями и др.) и
абстрагирование (отвлечение от ярких свойств изучаемого явления и поиск
в нем иных малозаметных характеристик или свойств).
Количественные методы исследований помогают анализировать изучаемые
явления, процессы, системы, структуры и так далее. К количественным
методам относятся в первую очередь все статистические способы сбора
данных, измерения, сопоставления во времени и пространстве и другое.
Кроме статистических методов в эту группу входят и библиометрические
методы, позволяющие изучать структуру явлений и процессов, их внутренние
и внешние связи, динамику развития, любых иных изменений.
Качественные методы исследований направлены на выявление качественных
характеристик явлений и процессов, их изменения во времени и
пространстве, как в обычной ситуации, так и искусственно созданной
(экспериментальной или модельной). К этим методам относятся глубинное
интервью, экспертное интервью, дискуссии, системы доказательств и
выводов и иные.
В системе физической культуры и спорта весьма важными методами являются
методы педагогических исследований. Методы педагогических исследований
могут быть как универсальными, так и частными. Так, теоретические методы
помогают определять объекты явления для исследований, выдвигать
гипотезы, ставить эксперименты и моделировать, оценивать результаты и
делать выводы. Эмпирические методы помогают правильно оценивать те или
иные методики, используемые при физическом воспитании. Так с помощью
анкетирования и тестирования, занимающихся можно более точно определить
влияние, например, тех или иных упражнений на развитие занимающихся.
Среди частных методов педагогики стоит отметить методы контрольных и
тестовых занятий или тренировок, анализ спортивных дневников и дневников
физкультурника, сопоставление физического развития, изменение
определенных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и так
далее) определенной группы (или отдельных физкультурников) за
определенный период времени. Внедрение в процесс физического воспитания
экспериментальных занятий или тренировок с целью выявления влияния
определенных упражнений или методов их выполнения на занимающихся.
Анализ, синтез, выводы от полученных наблюдений.
При исследованиях в физической культуре и спорте используются также и
социологические методы. К этим методам относятся: анализ различных
источников информации для получения максимально точной информации о
каком-то явлении или процессе в области физкультуры и спорта, например,
технике быстрого бега (спринте), то есть сбор по этой тематике книг,
статей, видео, кинограмм, плакатов и других материалов. Метод
социологического наблюдения помогает собрать социологические данные о
физкультурниках, спортсменах в их естественных условиях, на занятиях, на
отдыхе, об их поведении, режиме, питании, интересах и других явлениях и
процессах. К этим методам относятся и анкетирование занимающихся и
тренеров, интервью, а также метод социального эксперимента, то есть
изучение за физкультурниками и спортсменами, помещенными в искусственные
социальные условия (на сборах, на соревнованиях или специально созданных
иных условиях).
В условиях занятий физкультурой или спортом не стоит забывать и о методах
психологических исследований. Здесь исследования преимущественно
направлены на модифицированное наблюдение и эксперимент. В этой сфере
наблюдения заключается в изучении психической деятельности путем
регистрации различных физиологических процессов и актов поведения.
Предметом наблюдений в психологии является поведение занимающихся на
тренировках, на соревнованиях, в обычных условиях, их устойчивость или,
наоборот, раздражительность, при различных, как естественных, так и
искусственных условиях. Например, вербальные изменения (содержание,
продолжительность, частота речевых актов, темпа выполнения упражнения).
Или невербальные изменения (экспрессия лица и тела, жесты, стартовая
реакция, заторможенность при выполнении упражнений) и иное. Для более
активного и глубокого психологического исследования используются
экспериментальные условия, при которых испытуемые помещаются в
специально создаваемые условия (одиночное или, наоборот, командное
проживание, проигрышная ситуация в игре, гандикапы и другое).
Без использования всех вышеупомянутых научных методов, практически,
невозможно развитие физического воспитания, как науки, внедрение в эту
сферу новых движений, упражнений, методов способствующих более быстрому
и правильному физическому развитию человека или достижению им высоких
спортивных результатов.