Здравствуйте, любитель физической культуры и спорта!.

Физическая культура

Ростов Великий

Перечень статей (главная)

Оглавление




























Физическая культура



Методы научного исследования

Автор - Гусев К.Б.

Методы научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на группы. Во-первых, все они делятся на универсальные и частные. Первая группа – это методы, которые используются, практически, в любой отрасли науки, вторая – методы, применяемые преимущественно только в этой сфере науки.

Первая группа методов состоит из таких видов как эмпирические, теоретические, количественные и качественные методы.

Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии или использующие различные измерения с помощью приборов. Этот метод позволяет определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят наблюдаемые явления. Например, в физическом воспитании – это измерение пульса, частоты дыхательных движений, температуры и так далее. Или изучение различных источников информации, анализ полученных сведений, наблюдение за атлетами или самим собой при выполнении упражнений, до и после их выполнения, постановка экспериментов, опрос и так далее.

Теоретические методы исследований от предыдущих методов отличаются своей абстрактностью и обобщенностью. С помощью этих методов ведется сбор информации, ее обработка, систематизация, анализ, синтез. С помощью этих методов на основе изученных и обработанных материалов делаются выводы, заключения, при необходимости строится моделирование, производится классификация схожих явлений, выделяется и уточняется специфика отрасли изучения. К теоретическим методам исследований относятся и дедукция (на основе обработанного материала от общего переходят к частным определениям), и индукция (от единичных случаев, полученных в ходе обработки, переходят к целому явлению, тенденции и т.д.). Теоретические методы включают в себя также аналогию (поиск сходства между определенными явлениями, результатами, наблюдениями и др.) и абстрагирование (отвлечение от ярких свойств изучаемого явления и поиск в нем иных малозаметных характеристик или свойств).

Количественные методы исследований помогают анализировать изучаемые явления, процессы, системы, структуры и так далее. К количественным методам относятся в первую очередь все статистические способы сбора данных, измерения, сопоставления во времени и пространстве и другое. Кроме статистических методов в эту группу входят и библиометрические методы, позволяющие изучать структуру явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, динамику развития, любых иных изменений.

Качественные методы исследований направлены на выявление качественных характеристик явлений и процессов, их изменения во времени и пространстве, как в обычной ситуации, так и искусственно созданной (экспериментальной или модельной). К этим методам относятся глубинное интервью, экспертное интервью, дискуссии, системы доказательств и выводов и иные.

В системе физической культуры и спорта весьма важными методами являются методы педагогических исследований. Методы педагогических исследований могут быть как универсальными, так и частными. Так, теоретические методы помогают определять объекты явления для исследований, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты и моделировать, оценивать результаты и делать выводы. Эмпирические методы помогают правильно оценивать те или иные методики, используемые при физическом воспитании. Так с помощью анкетирования и тестирования, занимающихся можно более точно определить влияние, например, тех или иных упражнений на развитие занимающихся. Среди частных методов педагогики стоит отметить методы контрольных и тестовых занятий или тренировок, анализ спортивных дневников и дневников физкультурника, сопоставление физического развития, изменение определенных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и так далее) определенной группы (или отдельных физкультурников) за определенный период времени. Внедрение в процесс физического воспитания экспериментальных занятий или тренировок с целью выявления влияния определенных упражнений или методов их выполнения на занимающихся. Анализ, синтез, выводы от полученных наблюдений.

При исследованиях в физической культуре и спорте используются также и социологические методы. К этим методам относятся: анализ различных источников информации для получения максимально точной информации о каком-то явлении или процессе в области физкультуры и спорта, например, технике быстрого бега (спринте), то есть сбор по этой тематике книг, статей, видео, кинограмм, плакатов и других материалов. Метод социологического наблюдения помогает собрать социологические данные о физкультурниках, спортсменах в их естественных условиях, на занятиях, на отдыхе, об их поведении, режиме, питании, интересах и других явлениях и процессах. К этим методам относятся и анкетирование занимающихся и тренеров, интервью, а также метод социального эксперимента, то есть изучение за физкультурниками и спортсменами, помещенными в искусственные социальные условия (на сборах, на соревнованиях или специально созданных иных условиях).

В условиях занятий физкультурой или спортом не стоит забывать и о методах психологических исследований. Здесь исследования преимущественно направлены на модифицированное наблюдение и эксперимент. В этой сфере наблюдения заключается в изучении психической деятельности путем регистрации различных физиологических процессов и актов поведения.  Предметом наблюдений в психологии является поведение занимающихся на тренировках, на соревнованиях, в обычных условиях, их устойчивость или, наоборот, раздражительность, при различных, как естественных, так и искусственных условиях. Например, вербальные изменения (содержание, продолжительность, частота речевых актов, темпа выполнения упражнения). Или невербальные изменения (экспрессия лица и тела, жесты, стартовая реакция, заторможенность при выполнении упражнений) и иное. Для более активного и глубокого психологического исследования используются экспериментальные условия, при которых испытуемые помещаются в специально создаваемые условия (одиночное или, наоборот, командное проживание, проигрышная ситуация в игре, гандикапы и другое).

Без использования всех вышеупомянутых научных методов, практически, невозможно развитие физического воспитания, как науки, внедрение в эту сферу новых движений, упражнений, методов способствующих более быстрому и правильному физическому развитию человека или достижению им высоких спортивных результатов. 

Удачных Вам занятий физической культурой и спортом!




Картинки

Яндекс.Погода






Перечень статей (главная)



Физическая культура © 2021 - Зарядка, тренировка, фитнес, ушу, йога... Почта   ab1100678@yandex.ru